Понимание эмоций и саморегуляция
модуль 1
1. Зачем понимать чувства
Очень часто люди хотят уйти от своих чувств. Особенно в сложные, кризисные моменты. Когда переполняет отчаяние, боль, разочарование, вина, злость. Нам может казаться, что легче всё это просто не чувствовать, что эмоции нам мешают. И было бы проще от них просто избавиться.
Но это не совсем так. Наши эмоции - это сигналы нашей нервной системы. Они наши помощники, а не враги. И с ними важно научиться взаимодействовать, а не отказываться от них.
Исторически у нас сначала сформировались рефлексы. Наши предки жили в условиях, где встречались со множеством физических опасностей. Для выживания формировались рефлексы: бей/замри/беги. Мы их тоже часто испытываем как ответ на неожиданные небезопасные ситуации. Пример: на вас неожиданно повышают голос, высказывают вам замечания (мозг воспринимает это как физическую опасность) - вы можете испытывать либо желание сильно обороняться, злиться, агрессировать; либо замрете, словно не имея возможности двигаться, отвечать; либо будете хотеть поскорее уйти. Это рефлексы, они срабатывают первыми. А потом уже вы можете начать понимать, что чувствуете и что могли бы сделать в этой ситуации. Чуть позже, когда наши предки стали создавать общины, начали появляться эмоции. Как ответ на взаимодействие с другими людьми. Постепенно, эволюционно, стал появляться целый спектр эмоций.
Посмотрите на таблицу ниже.
Всегда ли вы можете понять, какие чувства испытываете?
Чувства - наши сигналы.
Они помогают понять, когда что-то не так или же
напротив, именно так, как нужно.

2. Понимать эмоции ребенка.
Наши чувства - сигналы. У детей они возникают так же, как у взрослых. Но они еще не умеют их регулировать. Одна из задач взрослого рядом - контейнирование эмоций ребенка.
Родитель выступает для ребенка своеобразным контейнером, куда ребенок помещает свои эмоции. Взрослый их перерабатывает и отдает обратно ребенку в переваренном виде.
Так взрослый учит ребенка:
  • чувства нормальны
  • не стыдно проявлять любые эмоции (плакать, злиться, кричать)
  • называть свои эмоции, знать их
  • знать, что чувства можно прожить.
3. Регуляция своих чувств
Все чувства имеют начало и конец. Чаще всего они начинаются, нарастают, доходят до пика и постепенно убывают. Важно помнить, что наша психика, наше тело могут прожить все эмоции.
Подавление своих эмоций, их игнорирование ведет к перегрузке нервной системы. Если мы подавляем чувства, это не значит, что мы их не чувствуем. Они скапливаются и потом могут выплескиваться бесконтрольно.

Как регулировать чувства:
  • 1. Идентификация.
    Для того, чтобы что-то прожить, мы должны понимать, что это. То есть важно знать, что за чувство мы сейчас проживаем. Для этого задавайте себе вопрос: «что я чувствую сейчас?», «что со мной происходит?». Вам может помогать таблица эмоций, которую мы продублировали в практической части модуля. Пример: сейчас мне очень грустно от того, что у ребенка долго нет результатов лечения; меня злит поведение других родителей.
  • 2. Размещение
    Когда мы узнали чувство в лицо, его важно где-то поместить. Рассказать другу, прописать в блокноте, перевести в спорт и тд.
  • 3. Проживание.
    Плакать, грустить, кричать, быть одному, много двигаться помогает прожить то, что мы испытываем. Мы должны давать чувству столько времени, сколько ему нужно, чтобы вышло. Помните, чувство начинается и потом обязательно завершится.
  • 4. Позаботиться о себе или попросить помощи.
  • пример
    У Вас был сложный день. Много планов и вы устали. Не было возможности прилечь, отдохнуть и к вечеру начало накапливаться раздражение. Идентификация: «я раздражена, я злюсь от того, что я устала». Размещение: «дорогой муж, я сегодня очень устала. У меня было много дел и теперь я чувствую раздражение». Возможно, вам захочется поплакать. И попросить мужа/маму, чтобы они помогли с ужином, а вы раньше легли спать.
4. Регуляция чувств ребенка
Регуляция чувств ребенка - это контейнирование его чувств:
1. Увидеть, что ребенок что-то чувствует.
2. Понять, почувствовать, что сейчас с ним.
3. Проговаривайте вслух, что испытывает ребенок: «наверное, ты злишься», «возможно, тебя это раздражает» и тд. Проговаривая вслух вы учите ребенка определению своих эмоций.
4. Попробуйте понять (если возможно, спросить), как вы можете помочь ребенку.
Пример: «ты наверное злишься от того, что я не разрешаю тебе сделать то, что ты хочешь сейчас. Я понимаю тебя. Ты можешь покричать или поплакать. Я побуду рядом»

В практической части модуля мы подробнее поговорим о контейнировании и примерах регуляции чувств ребенка.
возвращайтесь в бот, чтобы выполнить задание
и продолжить практику